В жизни каждого из нас есть ситуации, когда нужен тот, кто способен нас выслушать. К друзьям и близким не всегда пойдешь, а носить в себе бывает невыносимо.
Профессиональный психолог нужен, чтобы помочь нам услышать себя. Психолог не советует, не оценивает, не критикует. Он умеет слышать то, что ускользает от нашего внимания. Он делает ускользающее и неосознаваемое видимым для нас, и тогда мы можем решить, что нам с этим делать.
Выбирая психолога, вы можете ориентироваться на один единственный критерий — ваше собственное ощущение слышит ли психолог вас. И — таки да! — не забудьте спросить об образовании, собственной терапии и супервизии психолога!
Думаю, надо сказать пару слов о различиях между психологическим консультированием и психотерапией. Граница между жанрами условна, но она есть. Эту границу важнее осознавать самому специалисту, чем клиенту. И, тем не менее, вот различия между жанрами:
Предмет работы и фокус внимания
Предметом работы в консультировании чаще всего являются отношения и ситуации, которые лежат “вне” личности человека.
Например, запрос может звучать так: “Нам предстоит развод, и мы не знаем, как правильно сказать об этом ребенку”. Или: “Меня не устраивает отношение к работе этого сотрудника, но всякий раз, когда я пытаюсь донести до него мою позицию, возникает конфликт. Я не хочу конфликтовать, я хочу договориться! Как это сделать?”
Очевидно, что и фокус нашего внимания в таких случаях будет лежать в пространстве взаимодействия Клиента с другими людьми, и тогда мы будем говорить о коммуникативных процессах, осваивать навыки управления ими, осваивать переговорные технологии и т.д.
Предметом работы в психотерапии (а я работаю в экзистенциально-гуманистической немедикаментозной психотерапии) являются внутриличностные процессы — чувства и эмоции, конечно же, в первую очередь!
Например, запрос может звучать так: “Нам предстоит развод, и я не могу простить себе то, что не смог/смогла сохранить отношения, а чувство вины перед ребенком просто парализует меня!” Или: “Меня не устраивает отношение к работе этого сотрудника, но когда я пытаюсь говорить с ним об этом, я или ору, как безумный и не могу справиться со своим гневом, или начинаю мямлить, как двоечник. Мне нужна какая-то спокойная, но твердая и уверенная позиция внутри, а я никак не могу её найти.”
Очевидно, что фокус внимания в этих случаях будет лежать “внутри” личности человека и тогда мы будем исследовать чувства, состояния, отношения “внутри самого себя”: “Что я чувствую? Как я отношусь к этому чувству? Что со мной “делает” это чувство…” и т.д.
Длительность работы
Бывает так, что для работы с запросом Клиента в психологическом консультировании достаточно одной встречи — одной сессии. Например, я помню один из самых “инструментальных” запросов: “Слушай — говорит мне Клиент — при проведении интервью при отборе я уже на третьей минуте не знаю, что мне спрашивать у кандидатов. Помоги мне понять, что я хочу увидеть или услышать и какие вопросы мне для этого нужно задать?” Мы очень быстро тогда справились с этим запросом! Так бывает не часто, но бывает!
Терапия требует времени. Я практически никогда не могу сказать, сколько сессий нам понадобиться для работы с тем или другим запросом. Внутреннее пространство раскрывается перед нами постепенно, оно нуждается в тишине, терпении, бережности… Словно в волшебной сказке бессознательное открывает нам доступ к своим сокровищницам шаг за шагом, это путешествие завораживает и никогда не заканчивается.
Уровень изменений
Думаю, что по приведенным примерам уже понятен ответ на этот вопрос:
- В консультировании изменения касаются, прежде всего, социально-психологических навыков Клиента и, отчасти, поведенческих моделей, хотя для изменения моделей все-таки уже нужны изменения глубинных внутриличностных структур
- В терапии изменения касаются глубинных пластов личности, таких как самоидентификация, самоотношение, самооценка, Я-концепция, картина мира…- то есть таких фундаментальных пластов личности, которые напрямую соприкасаются с экзистенциальными вопросами “Кто Я?”, “Зачем Я?”, “Как Я в этом Мире?” … Повторюсь: это удивительное путешествие! И как сказал Джеймс Бьюдженталь: “Из этого путешествия никто не возвращается прежним”. И это — правда! Терапия (всегда!) — Путь Героя! Путь преодоления внутренних ограничений, освоения новых пространств и обретения Дара! И отправляясь в путешествие с моими Героями — моими Клиентами — я всякий раз замираю в восхищении и уважении к ним!
Бывает ли так, что наши отношения с Клинтом ограничиваются одним или несколькими сессиями консультирования? Да, бывает!
Бывает ли так, что придя на консультирование, Клиент остается на длительную терапию? Да, именно так чаще всего и бывает, поскольку наше искреннее и глубокое внимание к самим себе — и только оно! — определяет качество нашей жизни.
Бывает ли так, что в рамках работы с одним и тем же клиентом мы переходим от одного жанра в другой? Да, конечно, и даже в интервале одной сессии так бывает! И это удивительный и прекрасный серфинг, в котором много открытий и удовольствия для нас обоих!
Сколько длится сессия? И в консультировании, и в терапии сессия традиционно длится 50 минут.
Как часто надо встречаться с психологом? И в консультировании, и в терапии традиционно мы встречаемся раз в неделю. При этом, разумеется, частота встреч определяется самим Клиентом, его актуальным состоянием и запросом.
Mожно получить консультацию в место другого человека? Mне нужно понять нормальный он или нет.
Здравствуйте, Тамари. Давайте я так отвечу на Ваш вопрос: судя по всему есть человек, в поведении которого или в отношениях с которым Вас что-то тревожит (или не устраивает, или напрягает). Вы хотите поговорить о нем и о Ваших отношения, верно? Значит, фактически это будет Ваша собственная консультация — не «вместо другого», а Ваша собственная по поводу другого. Верно? Приходите, поговорим! Запись в календаре на сайте.